Первый блин комАм (медведям).
Культ медведя проходит через всю историю человечества. Герой древнеиндийской эпической поэмы “Рамаяна” Рама идёт сражаться с демонами, похитившими его жену. К нему присоединяется армия сильных обезьян. Но в более поздних вариантах поэмы нет упоминания о том, что на стороне Рамы сражались и медведи – могучие бойцы, которые вырывали деревья из земли и бились ими, как дубинами. Это потому, что в Индии медведи, за исключением некрупных гималайских, не водятся. И культ медведя, известный задолго до того, как народ, сложивший поэму “Рамаяна”, осел на этой земле, в Индии забылся.
На Руси же всё обстояло иначе. Забыть зверя, с которым всегда можно столкнуться в лесу, очень сложно. Образ медведя был связан с культом бога Велеса – бога скота, плодородия, богатства. Медведь являлся одним из его обликов и пользовался подобающим уважением.
Есть, например, такой древний русский праздник – Комоедица. Его отмечают весной, когда день становится длиннее ночи, пробуждается природа, и медведи вот-вот выйдут из спячки. Пекут блины, и первый блин относят в чащу – угостить “хозяина леса”. Отсюда и пословица: “Первый блин комам”. “Комы” – это медведи. Возможно, их назвали так потому, что медведь напоминает огромный шерстяной ком.
В христианской Руси пословица стала выглядеть по-другому: “Первый блин комом”. Но и здесь до современной её трактовки ещё далеко. Первый блин, который выпекали на масляной неделе, отдавали за упокой души. И он должен был встать комом в горле, когда человек вспоминал об умерших родственниках.
“Ком” – далеко не единственное прозвище медведя. Обычай называть зверя иносказательно говорит об огромном его почитании. Нельзя было звать его настоящим именем, чтобы не накликать невзначай. Между прочим, известное нам слово “медведь” – тоже иносказание, образованное от двух слов: “мёд” и “ведать”, т. е. знать. Истинное имя медведя не сохранилось. Возможно, ответ скрыт в слове “берлога” – “логово бера”. В пользу этого предположения говорит английское “bear” и немецкое “Br” – “медведь”.
Примечательно, что когда слово “медведь” уже прочно утвердилось в русском языке, ему стали искать другие замены. В словаре В. И. Даля указано тридцать семь названий: зверь, чёрный зверь, лесник, Раменский, урманный, Михайло Иванович Топтыгин, косолапый, куцый, леший, лесной чёрт, Потапыч и др. В конце XIX – начале XX века русские крестьяне-старожилы Сибири часто использовали эвфемизмы “хозяин”, “дедушка” и проч. Нельзя было неуважительно отзываться о медведе вслух, ругать его – считалось, что он услышит и отомстит.
Шерсть медведя, медвежья лапа, череп, когти служили оберегами. Например, верили, что если закопать медвежий череп посреди двора, будет хорошо водиться скот.
Издавна считалось, что у медведя и человека есть что-то общее. Современные исследователи связывают это с умением медведя стоять на задних лапах, сходством медведя, с которого содрана шкура, с человеком и так далее.
До сих пор сохранились мифы, сказки о полулюдях-полумедведях: один из родителей – человек, а второй – медведь. Рождённый от такой связи ребёнок растёт не по дням, а по часам, выворачивает с корнем дубы, выламывает брёвна в избе и т. д.
Существуют также легенды о превращении человека в медведя – например, через проклятие родителей или за нарушение божественных законов. В медведя можно также перевоплотиться, используя специальные колдовские приёмы – скажем, перевернуться или перескочить через двенадцать ножей. Если украсть ножи, пока оборотень странствует, он так навсегда и останется медведем.
Человеку достаточно легко изобразить медведя, нацепив на себя его шкуру. Во время масленичных гуляний по избам нередко водили ряженых медведями. Те выворачивали шубу мехом наружу (раньше шубы носили мехом внутрь), надевали маску медведя или даже настоящую медвежью голову и ходили за поводчиком на верёвке, требуя у хозяев дома угощения.
Вот как описывает бой один на один Дж. Флетчер: ”Особенная потеха есть бой с дикими медведями, которых ловят в ямах и тенетами и держат в железных клетках... Бой с медведем происходит следующим образом: в круг, обнесённый стеною, ставят человека, который должен возиться с медведем, как умеет, потому что бежать некуда. Когда спустят медведя, то он прямо идет на своего противника с отверстою пастью. Если человек с первого раза даст промах и подпустит к себе медведя, то подвергается большой опасности; но как дикий медведь весьма свиреп, то это свойство дает перевес над ним охотнику. Нападая на человека, медведь поднимается обыкновенно на задние лапы и идет к нему с рёвом и разинутою пастью. В это время, если охотник успеет ему всадить рогатину в грудь между двумя передними лапами (в чём, обыкновенно, успевает) и утвердить другой конец её у ноги так, чтобы держать его по направлению к рылу медведя, то, обыкновенно, с одного разу сшибает его. Но часто случается, что охотник даёт промах, и тогда лютый зверь или его убивает, или раздирает его зубами и когтями на части. Если охотник хорошо выдержит бой с медведем, его ведут к царскому погребу, где он напивается допьяна в честь государя, и в этом вся его награда за то, что он жертвовал жизнь для потехи царской. Чтобы пользоваться этим удовольствием, царь содержит несколько “ловчих, определенных для ловли диких медведей”.
Как же проходило обучение медведей? Кое-какие сведения дошли до нас с давних времён в пересказах. Известна, например, такая сказка: один знатный человек, разгневавшись на попа, велел ему обучить грамоте медведя. Поп рассказал об этом жене, и та пообещала выполнить приказ вельможи. “Жена бедная прикормила прежде медведя хлебом и приручила к себе и, приём книгу, прокладывала между листов писаных блинами и изучила медведя блинов искати и листы превращати и мормкотати: и тако его за хлебом выучила книгу держати и листы превращати. Поп, видев сию хитрость жены своей, подивися и приведе медведя к господину своему и показуя учение, посадивши медведя, даде ему книгу. Медведь, яко обычаен хлеба искати, нача листы обращати и говорил по книге по своему языку: "мру, мру, мру". Господин зело увеселися”.
В общем, медведи способны на многое. Это уникальные животные: умные и умелые. Однако не следует забывать, что добродушный мишка, гоняющий по арене на велосипеде – потомок страшного “чёрного зверя”, обитающего в чаще и наводящего ужас на людей. Медведь – не безобидный плюшевый зверёк, и наши предки прекрасно знали, что он достоин уважения.
http://terraincognito.ru/content/view/313/124/